Предыдущая Оглавление Следующая

Приложение №5.
Об участии России в процессах глобализации мировой экономики

В настоящее время достаточно отчетливо проявились доминирующие тенденции мирового развития:

  • стали очевидны как несомненные успехи, так и тупики западной цивилизационной модели (1);
  • начинают осознаваться особенности исторического пути России и причины поразившего ее системного кризиса (2);
  • на данной основе вызревают социально-философские предпосылки адекватного понимания современного мира и возможностей достойного участия России в процессах глобализации (3).

Это позволяет приступить к разработке и формулированию целеустремленной государственной политики, разрабатывать эффективные экономические стратегии, определять социальные силы, составляющие основу прогрессивного развития страны, создавать общественные организации для выражения их интересов в хозяйственной сфере и политической жизни России.

К числу наиболее значимых факторов современной жизни можно отнести активно развивающиеся и все более влияющие на все сферы жизни человечества процессы глобализации. Под глобализацией понимается процесс формирования единого общемирового финансово-информационного пространства (4). Это своего рода высшая стадия интеграции мирохозяйственных связей, информационной, экономической, технологической и культурной взаимозависимости современных государств и народов.

Сегодня все более очевидными становятся следующие обстоятельства и факторы мирового развития:

в сфере общественного сознания:

  • кризис научно-технической рациональности как мировоззренческой основы западного мира (5);
  • осознание глобальной экологической опасности идеалов "потребительского общества" (6);
в объективных тенденциях мирового исторического процесса:
  • обнаружение принципиального отличия между постиндустриальными (постэкономическими) обществами и обществами индустриального типа по всему диапазону форм их конкретно-исторической реализации: от либерального капитализма до административно-командного социализма (7);
  • нарастающую деструкцию базовых институтов капиталистической организации в процессе их постиндустриальной трансформации:
  • частной собственности, разрушаемой усилением значимости нематериальных факторов производства;
  • стоимости, все более несовпадающей с результатами традиционного бухгалтерского учета и отчетности;
  • рыночной самоорганизации, не обеспечивающей нормального функционирования многих жизненно важных институтов воспроизводства и нормального развития современных обществ (8);
  • глобализацию социальных процессов и персонализацию всего спектра общественных отношений при нарастающем ослаблении влияния институтов и структур государства, обладающих монополией на легитимное насилие и очевидными организационными преимуществами в индустриальных обществах (9);
в сфере экономики:
  • интеллектуализацию хозяйственной деятельности с резким возрастанием роли "человеческого капитала", объемов производства и практического использования ценных знаний (10);
  • смену технологического уклада с доминированием в инфрастуктуре хозяйственной деятельности и производственных процессах информационно-телекоммуникационных систем (11);
  • превращение знаний и информационных ресурсов в наиболее ценный объект хозяйственного оборота;
  • относительное обесценивание традиционных технологий и индустриальных комплексов, а также продуктов их применения (13);
в социальной сфере:
  • выделение нового слоя производителей и пользователей информационных ресурсов. сопровождаемое формированием "Интернет-поколения" с субкультурой постмодерна:
  • новое расслоение общества на группы населения, адаптированные к процессам информатизации, и остальную часть, остающуюся за пределами постиндустриального развития (14).
Эти принципиальные изменения существенным образом модифицируют основы национального могущества, характер геополитической конкуренции и роль государств в регулировании общественных отношений. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование современной государственной политики сегодня являются:
  • необходимость научно-технического обеспечения национальных потребностей в качестве приоритетной задачи государственного управления;
  • геополитическую конкуренцию XXI века определяют метатехнологии, основанные на информационно-телекоммуникационных системах, располагающих возможностями внедрения в массовое сознание чужеродных типов культуры и модификации поведения людей, социальных групп, отдельных народов;
  • с помощью информационных технологий осуществляется интеграция национальных и региональных финансовых рынков в единый мировой рынок финансов, где господствующим товаром становится информация со сверхкоротким жизненным циклом;
  • метатехнологии формируют новые реалии и задают нетрадиционные условия развития личности и человечества в целом, при которых финансы и интеллект легко перетекают с территории на территорию;
  • применением метатехнологии обеспечивается преобладание информационных ресурсов над ресурсами географических пространств и закрепленных на них производств и рабочей силы;
  • в результате применения метатехнологии у государств появляется возможность организовывать процессы глобализации таким образом, чтобы осуществить локализацию носителей интеллекта и финансовых инструментов на чужих территориях со стимулированием "утечки мозгов" и мобилизацией капиталов в постиндустриальные страны за счет деградации "осваиваемых" территорий (15);
  • в современных условиях возрастает значение транснациональных наукоемких корпораций с усилением их влияния на всю систему мировой экономики и международных отношений;
  • повышение роли человеческого фактора в экономике стимулирует активизацию государств в регулировании характера и структуры общественного потребления со сдвигом приоритетов в пользу образования, информационных услуг, здравоохранения и экологии.
Принципиальную роль для успехов западного мира сыграл процесс коренного реформирования управления (16) во всех сферах, а также формирования новой корпоративной культуры (17), которая определяет сегодня облик постиндустриальных обществ и стиль поведения как обычных граждан, так и высших должностных лиц государств;

- фундаментальной основой экономической организации и социальной инновации технологически развитых стран становятся корпорации с лидирующей ролью творческих (креативных) учреждений, производящих ценные знания, информационные ресурсы и сложные решения для удовлетворения политических, экономических, научных и культурных потребностей общества и государства;

- инвестиционная активность креативных корпораций концентрируется на "человеческом капитале" и революции в управлении на базе современных информационных технологий;

- все более заметным во всем мире становится процесс размывания понятия "модели продукции", стирания грани между товарами и услугами, а также нарастание тенденции индивидуализации оказываемых услуг;

- практически утрачен первоначальный смысл понятия "национальной продукции", которая в современных условиях приобретает вид составляющих компонентов транснационального производства в глобальных мирохозяйственных системах оказания сложных наукоемких услуг;

- успешность деятельности современных корпораций определяется не только и не столько объемом материальных возможностей собственников, сколько творческим лидерством основателей бизнеса и его ведущих сотрудников;

- существенно важным моментом деятельности современных корпораций является расширение спектра неэкономических целей, усиление их информационного и социального взаимодействия с другими институтами общества;

- творческая личность становится основой благополучия современные корпораций, а лояльность ведущих ученых инженеров и менеджеров по производству наукоемкой продукции превратилась в главную проблему управления креативными организациями (18).

В рамках представленного анализа становится очевидной несостоятельность и бесплодность социальных теорий, построенных на противопоставлении капитализма и социализма. На этом фоне все более отчетливо проявляется реакционность и деструктивность антикоммунистической, по существу, идеологии и практики реформирования российского общества и государства.

Объективные же оценки пройденного нашей страной пути, а также ее нынешнего состояния указывают на то, что предшествующими поколениями были созданы неплохие материально-технические условия и интеллектуально-кадровые предпосылки постиндустриальной трансформации российского общества:

- в мире достаточно высоко оценивается российская наука и культура научных исследований, а интеллектуально-творческий потенциал фундаментальной науки сопоставим только с потенциалом США;

- технологические достижения ряда наукоемких отраслей России служат основой плодотворного международного сотрудничества страны на стратегически важных направлениях мирового прогресса;

- десятки тысяч квалифицированных российских специалистов приглашаются зарубежными технологическими компаниями и транснациональными корпорациями для участия в масштабных проектах в качестве создателей интеллектуальной продукции;

- многочисленные факты патентования результатов российских разработок иностранными компаниями свидетельствуют не только о нерешенных проблемах правовой охраны интеллектуальной собственности в Российской федерации, но, прежде всего, о способности ее научно-промышленного комплекса производить ценные знания мирового уровня;

- интеллектуальные ресурсы России могут и должны стать главным фактором технологической модернизации страны, обеспечить ее достойное участие в процессах глобализации мировой экономики (19).

Для формирования адекватного представления о возможностях эффективного участия России в транснациональных сетевых структурах интеллектуальной экономики целесообразно учитывать следующие обстоятельства:

- вершину пирамиды в современной мировой экономике занимают лица и компании, выявляющие и организующие решение новых проблем участников глобального рынка;

- второй уровень предпринимательской иерархии занимается сегодня производителями символов и образов жизни, стилей поведения и стандартов потребления, а также продуктов массовой культуры;

- третий уровень включает ученых, исследователей и специалистов, создающих новые технологические принципы, активно решающие проблемы первых двух уровней и продвигающие свои разработки транснациональным корпорациям и крупным высокотехнологичным структурам;

- консультанты в области менеджмента, инжиниринга, финансов, права, архитектуры, дизайна и рекламы представляют сегодня четвертый уровень иерархии мирового бизнеса;

- далее следуют организации производственного плана, иерархический статус которых понижается от наукоемких предприятий до структур добывающей промышленности и сельского хозяйства.

Представленные уровни иерархии современного мирового бизнеса определяют и соответствующий уровень доходов занимающих их структур:

- производители интеллектуальной продукции снимают сегодня наиболее высокую ренту;

- на долю производственных коллективов сырьевого сектора остаются в сложившейся системе мирохозяйственных экономических отношений лишь ресурсы для элементарного экономического выживания.

В условиях, когда производство и использование ценных знаний составляет в постиндустриальных экономиках до 70% ВНП, эффективное включение "человеческого капитала" и интеллектуальных ресурсов России в современное транснациональное производство наукоемкой продукции представляется наиболее перспективным направлением возрождения страны и ее адаптации к процессам глобализации. На сегодняшний день - это вообще единственная возможность вывода России из числа "конченных" стран, безвозвратно теряющих под воздействием информационного империализма не только важнейшие интеллектуальные ресурсы, но и саму способность их воспроизводства.

Из приведенного анализа видно, что Россия может претендовать на занятие достойного места в третьем иерархическом слое мирового бизнеса. Просматриваются определенные возможности для концентрации творческих ресурсов страны на создании условий для включения со временем во второй уровень. Что же касается первого уровня, то в качестве реальной задачи представляется увеличение масштабов присутстствия отечественного научно-промышленного комплекса на внутреннем рынке.

Существенной трудностью развития России выступает сегодня несоответствие сложившейся системы стимулирования и управления научно-технической деятельностью новым социально-экономическим и международно-правовым реалиям:

- сильной стороной отечественной организации научно-технической деятельности является умение создавать "тело новшества" высочайшего уровня;

- организация же внедрения и коммерческого применения новых разработок в массовом производстве всегда была и остается слабым местом научно-технической сферы России;

- в России не сложилась культура юридического обеспечения процессов закрепления, распределения и охраны прав интеллектуальной собственности, которая занимает все более значительное место в структуре активов современных экономик;

- не созданы работоспособные механизмы гражданского оборота ценных знаний и технологий;

- на сегодняшний день можно констатировать фактическое отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности в Российской Федерации и какой-либо системы продвижения российских разработок на мировой рынок;

- доминирующей идеологией в организации научно-технической сферы является архаичное и бюрократизированное представление о необходимости выстраивания системы правоотношений по поводу интеллектуальной собственности вокруг декларативно провозглашаемых чиновниками "государственных интересов"; это противоречит успешной практике постиндустриальных стран, которые закладывают в основу правового регулирования научно-технической деятельности интересы создателей интеллектуальной продукции и стимулы их творческой активности (21).

Информационно-технологическая и структурная отсталость отечественной системы вовлечения ценных знаний и информационных ресурсов в хозяйственный оборот осложняет взаимоотношения созидательно-творческого слоя российского общества как с государством, так и с мировым сообществом. Органы государственного управления и крупные национальные компании России не готовы сегодня к рациональному взаимодействию с субъектами интеллектуальной экономики и эффективному применению импортируемых информационных технологий.

Причина усиливающейся интеллектуальной маргинализации России как раз в момент резкого повышения мирового спроса на ценные знания и научно-творческие кадры связаны не с научно-промышленной отсталостью нашего общества, а с неспособностью государственного руководства и политикообразующего класса страны дать адекватные ответы на вызовы постиндустриального мира, непониманием сущности информационной экономики и ее производительных сил, с запаздыванием осуществления "революции в управлении" на всех уровнях.

Принципиальное значение для России имеет сегодня уровень развития информационно-телекоммуникационной сферы, являющейся не только самодостаточной отраслью постиндустриальных экономик, но и инфраструктурой включения научных результатов в хозяйственный оборот.

Основой современного бизнеса в сфере высоких технологий составляют телеинформационные сети, обеспечивающие формирование и функционирование так называемых "виртуальных корпораций", а также "мегапредприятий", представляющих собой особую форму объединения разработчиков и производителей интеллектуальной продукции с ее поставщиками, эксплуатантами и потребителями. Эта форма является реакцией современных экономик на процессы индивидуализации сложных технических решений, возникновение потребностей у государственных ведомств и крупных компаний в уникальной системной интеграции управленческих и производственных комплексов, в необходимости их постоянной технологической поддержки и своевременной модернизации. Удовлетворение подобных потребностей вызвало к жизни процессы формирования "сетевой экономики", основанной на построении бизнеса от потенциального заказчика и интеграции возможностей производителей для комплексного решения проблем под конкретные ситуации. Организации подобного типа немыслимы без использования современных информационных технологий и мультисервисных телекоммуникационных систем, новых правил поведения в виртуальных сетях (22).

Представляется целесообразным обратить внимание и на то обстоятельство, что решающим элементом системы научно-технического творчества является организация национального технологического брокера и инновационного менеджмента, осуществляющих продвижение на рынки интеллектуальной продукции творческих коллективов (23). Без создания и налаживания функционирования указанных институтов интеллектуальной экономики невозможно решить задачу эффективного использования творческого ресурса России, постиндустриальной трансформации ее хозяйственно-производственной системы и информатизации общества. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что затягивание с решением вопроса создания инфраструктуры интеллектуальной экономики может привести к окончательной утрате творческого потенциала научно-промышленного комплекса России (24).

Требуется признание еще нескольких неприятных для России реальностей:

  • современное состояние отечественной экономики и национальной промышленности не стимулирует научно-технической активности и не обеспечивает платежеспособного спроса на инновации;
  • материальное положение населения страны таково, что оно не в состоянии приобретать дорогостоящую наукоемкую продукцию;
  • сохранение и использование российского интеллектуального потенциала возможно только за счет формирования эффективных институтов взаимодействия с мировым рынком.
Для решения задач сохранения и развития научно-технического потенциала страны требуется и ее современное информационно-телекоммуникационное оснащение. Инфраструктура интеллектуального производства должна обеспечить:
  • продвижение имеющихся ценных знаний и технологических достижений на мировой рынок;
  • привлечение зарубежных потребителей интеллектуальной продукции в Россию;
  • формирование системы размещения иностранных заказов на проведение НИОКР российскими научно-техническими организациями;
  • включение России в единое пространство международного технологического обмена и утилизации ценных знаний с использованием методов телеработы и созданием структур оффшорного программирования;
  • налаживание международного сотрудничества с ведущими технологическими брокерами, специализирующимся на инновационном бизнесе и обороте ценных знаний на мировых рынках (25).
Постановка и решение поднимаемых вопросов требует целеустремленного политического обеспечения и преодоления сопротивления влиятельных сил, паразитирующих на технологической отсталости России, ее колониально-сырьевой ориентации, и "бросовой" цене интеллектуальной продукции отечественных научно-технических кадров. Еще сильны в государстве и обществе инерции неверных трактовок проблематики "отечественного производителя". Жива традиция культа "железа" и превосходства "материальной оболочки" над воплощаемыми в изделиях знаниями. Многими не понимается ценность интеллектуального продукта как самостоятельного объекта хозяйственного оборота. В это же самое русло укладывается и традиционная недооценка в нашей стране "человеческого капитала" при явной переоценке экономического значения устаревших материальных фондов. Продолжается упование на благотворную роль чиновничества и запретительных процедур в регулировании гражданского оборота интеллектуальной продукции. В последнее время усиливается пренебрежение к законным интересам авторов и творческих коллективов. Сюда же можно отнести и столь "трогательную" заботу о сохранности так называемых "технологических секретов", что их бесцельная консервация оборачивается деградацией и даже гибелью создающих их творческих коллективов по причине невостребованности их интеллектуальной продукции в России и перекрытию возможностей реализации на мировом рынке. Кстати в этом кроется одна из причин "утечки умов" за границу (26).

В этой связи следует отметить, что:

  • сохранение в России специалистов и творческих коллективов мирового уровня представляется главным приоритетом социально-экономического развития страны в условиях глобальной постиндустриальной трансформации мира;
  • способность страны к воспроизводству созидательно-творческого потенциала оценивается в современном мире существенно выше любых иных аргументов в пользу международного научно-технического ограничения сотрудничества;
  • экспорт знаний и технологий (а не производимой на их основе продукции) определяет уровень развития современных стран;
  • максимальная экономическая выгода в новых условиях международного разделения труда извлекается производителями знаний, а не структурами, осуществляющими их промышленное применение и массовое тиражирование.
Выводы и рекомендации

1. На протяжении трех столетий Россия пыталась утвердить общественные идеалы, объединяющие людей целями и установками, которые не сводятся к частным материальным интересам.

2. Попытки утверждения новых общественных идеалов, не имевших необходимой материальной основы их реализации и практической востребованности, предопределили драматизм российской истории и обогатили уникальным духовным опытом.

3. В сегодняшних тенденциях постиндустриального развития все более просматриваются общественные идеалы, максимальным образом выраженные российской культурой, что придает опыту России общемировое значение.

4. Смещение вектора глобальных цивилизационных процессов в духовно-творческую сферу создает объективные предпосылки для разработки и реализации государственным руководством России политики "опережающего" развития вместо реализации нынешней бесперспективной модели подражания "цивилизованным" странам и их "догоняющего" развития.

5. Единственно возможной политикой России для ее сохранении в современном мире в качестве суверенного субъекта мировой истории представляется разработка и реализация "стратегии самовыражения" на основе эффективного использования интеллектуально-творческого потенциала страны.

6. Установка на "стратегию самовыражения" основывается на наличии богатых культурных традиций России, квалифицированного кадрового корпуса, эффективной системы образования и пока еще сохраняющегося интеллектуального "задела".

7. Предлагаемая стратегия соответствует отчетливо проявляющейся мировой тенденции перехода от традиционной "экономики спроса" к "экономике нового предложения" с повышением роли стилевых решений до главенствующего фактора конкурентоспособности национальных экономик.

8. Россия создала современные системы образования, научных исследований и технологического творчества, накопила могучий интеллектуальный ресурс и имеет, в случае их эффективного использования, хорошие перспективы интеллектуального развития, активного участия в процессах глобализации.

9. Основными причинами неэффективного использования интеллектуального потенциала является выбор бесперспективной модели "догоняющего развития", экономическое невежество и корыстный эгоизм доминирующих в обществе социально-политических сил, а также отсутствие инфраструктуры интеллектуальной экономики и рациональных систем управления на основе современных информационных технологий.

10. В России имеется ценный "человеческий капитал" и такие уникальные социокультурные образования, как наукограды, для производства интеллектуальной продукции мирового уровня. Этот потенциал используется сегодня, к сожалению, зарубежными компаниями путем организации "утечки мозгов", бесплатного либо дешевого приобретения прав на результаты разработок, индивидуального сотрудничества с отдельными учеными и творческими коллективами с низкой оплатой интеллектуальной продукции.

11. Проблему включения интеллектуального потенциала России в системы транснационального производства интеллектуальной продукции можно решить путем создания современной структуры национального технологического брокера по примеру "БТТ" (Великобритания) или агентства АНВАР (Франция).

12. Важнейшим направлением формирования инфраструктуры перехода России к постиндустриальному развитию является создание компаний (группы компаний), ориентированных на комплексное решение задач модернизации отечественных систем управления (от подготовки технических заданий и создания проектов реинжиниринга до осуществления системной интеграции и технологической поддержки создаваемых современных комплексов как для государственных организаций, так и для крупных национальных корпораций.

13. Состояние государственной власти в настоящее время не позволяет рассчитывать на проявление должной политической воли в указанных направлениях по различным причинам. При наличии заинтересованности и соответствующих инициатив общественных организаций и бизнес-структур институциональные реформы, направленные на развитие в России информационной экономики представляются реальным делом.

14. Первым шагом в этом направлении могло бы стать создание специального журнала по вопросам глобализации и информационной экономики для политико-образующего слоя и высших руководителей российской науки, промышленности и бизнес-структур. Это издание могло бы стать точкой кристаллизации российских структур информационной экономики и отправной площадкой для превращения разрозненных отечественных интеллектуалов мирового уровня в организованную и влиятельную политическую силу.


Литература:
1. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000
2. Глобальный кризис западной цивилизации и Россия. /Под. ред. Г.В. Осипова. - М: Ин-т эколого-технологических проблем, 2000
3. Паршев А.П. Почему Россия не Америка - М.. Крымский мост - 9 Д Форум, 2000
4. Братимов О.В. и др. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М.: ИНФРА - М, 2000
5. Хюбнер К. Критика научного разума./Пер с нем. - М.: 1994
6. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству?-М.; 1999
7. Иноземцев В.Л. Социально-экономические проблемы XXI века: попытка нетрадиционной оценки - М.. 1999
8. Иноземцев В.Л Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. В кн.. Новая постиндустриальная волна на Западе Антология/ Под ред. В.Л. Иноземцева. - М. Academia, 1999
9. Шрайдер X. Глобализация (де)цивилизация и мораль. - M.: 1998 (http_//wwwsoc.pu.ru.8101/hublikation/)
10. Сакайа Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего. В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе Антология./ Под. Ред. В.Л. Иноземцева. - М.:Academia, 1999
11. Глазьев С.Ю. В инновационной экономике - будущее России-//Парламентская газета,-17 мая 2000
12. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология./Под ред. В.Л. Иноземцева -M.:Academia,1999
13. Делягин М.Г. Почему мир боится? Правда.Ру. 26 сентября 2000
14. Иноземцев И Л. Расколотая цивилизация.- М.: Academia-наука,1999
15. Делягин М.Г Общая теория глобализации (Мир для России: каким он нам нужен и что мы с ним можем сделать) Аналитический доклад. - М.: 1998
16. Toffler A. The Adaptive Corfporastion. Gower, 1985
17. Thurow L.C. The Future of Capitalism. How Todasy, 5 Economic Forcts Shasple Tomorrow's World L., Nicholas Brfealey Publishing, 1996
18. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация.- М- Academia-Наука, 1999
19. Рубанов В.А. О роли государства в хозяйственном обороте интеллектуальной собственности/проблемы информатизации-№3 2000
20. Долголаптев А.В, Рубанов В.А. Самовыражение вместо подражания.//Независимая газета, 1 сентября 1999
21. Рубанов В.А. О роли государства в хозяйственном обороте интеллектуальной собственности //Проблемы информатизации №3,2000
22. Паринов С.И., Яковлева Т.И. Экономика 21 века на базе Интернет-технологий. -Новосибирск: Ин-т экономики и ОПП СО РАН, 1998
23. Проблемы правового обеспечения реализации прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности/ Государственная Дума, 2000
24. В ядерных доспехах, но с дырявым карманом в третье тысячелетие не выходят (интервью с Долголаптевым А.В.)// Парламентская газета, 17 октября 2000
25. Рубанов В.А. О роли государства в хозяйственном обороте интеллектуальной собственности./Проблемы информатизации, №3, 2000
26. Никитинский Л. Агентство интеллектуального рэкета.// Московские новости, №5 2000
27. Иноземцев В.Л. Пределы "догоняющего" развития. - М.: Экономика,
2000

Рубанов Владимир Арсентьевич
Главный научный сотрудник ИСПИ РАН
Действительный госсоветник Российской Федерации 1 класса.


Предыдущая Оглавление Следующая